Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты СССР

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК ВКП(Б) ОТ 04.07.1936 О ПЕДОЛОГИЧЕСКИХ ИЗВРАЩЕНИЯХ В СИСТЕМЕ НАРКОМПРОСОВ

(по состоянию на 5 октября 2006 года)

<<< Назад


                      ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ВКП(б)
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                          от 4 июля 1936 года
                                   
          О ПЕДОЛОГИЧЕСКИХ ИЗВРАЩЕНИЯХ В СИСТЕМЕ НАРКОМПРОСОВ
   
       ЦК  ВКП(б)  устанавливает, что Наркомпрос РСФСР  и  Наркомпросы
   других   союзных  республик  допустили  извращения  в   руководстве
   школой,  выразившиеся в массовом насаждении в школах так называемых
   "педологов"  и  передоверии  им важнейших  функций  по  руководству
   школой  и  воспитанию  учащихся.  Распоряжениями  Наркомпросов   на
   педологов   были  возложены  обязанности  комплектования   классов,
   организации  школьного режима, направление всего учебного  процесса
   "с  точки  зрения  педологизации  школы  и  педагога",  определение
   причин   неуспеваемости  школьников,  контроль   за   политическими
   воззрениями, определение профессии оканчивающих школы, удаление  из
   школ неуспевающих и т.д.
       Создание в школе, наряду с педагогическим составом, организации
   педологов,  независимой  от  педагогов,  имеющей  свои  руководящие
   центры   в   виде  различных  педологических  кабинетов,  областных
   лабораторий  и  научно-исследовательских  институтов,  раздробление
   учебной  и воспитательной работы между педагогами и педологами  при
   условии,  что  над педагогами был учинен контроль со стороны  звена
   педологов,  -  все  это  не  могло  не  снижать  на  деле  роль   и
   ответственность  педагога  за постановку учебной  и  воспитательной
   работы,  не  могло  не  создавать  фактическую  бесконтрольность  в
   руководстве школой, не могло не нанести вреда всему делу  советской
   школы.
       Этот    вред    был   усугублен   характером   и   методологией
   педологической  работы в школе. Практика педологов,  протекавшая  в
   полном отрыве от педагога и школьных занятий, свелась в основном  к
   ложно-научным  экспериментам и проведению  среди  школьников  и  их
   родителей    бесчисленного   количества   обследований    в    виде
   бессмысленных  и  вредных анкет, тестов и  т.п.,  давно  осужденных
   партией.  Эти,  якобы,  научные  "обследования",  проводимые  среди
   большого  количества  учащихся  и их  родителей,  направлялись,  по
   преимуществу,  против  неуспевающих или  неукладывающихся  в  рамки
   школьного режима школьников и имели своей целью доказать, якобы,  с
   "научной"   "биосоциальной"  точки  зрения  современной   педологии
   наследственную и социальную обусловленность неуспеваемости  ученика
   или  отдельных дефектов его поведения, найти максимум отрицательных
   влияний  и  патологических извращений самого школьника, его  семьи,
   родных,  предков, общественной среды и тем самым  найти  повод  для
   удаления школьников из нормального школьного коллектива.
       В  этих  же  целях  действовала обширная  система  обследований
   умственного   развития   и  одаренности  школьников,   некритически
   перенесенная  на советскую почву из буржуазной классовой  педологии
   и  представляющая из себя форменное издевательство  над  учащимися,
   противоречащая  задачам советской школы и здравому смыслу.  Ребенку
   6  -  7  лет  задавались стандартные казуистические вопросы,  после
   чего  определялся  его  так называемый "педологический"  возраст  и
   степень его умственной одаренности.
       Все это вело к тому, что все большее и большее количество детей
   зачислялось   в   категории  умственно  отсталых,   дефективных   и
   "трудных".
       На  основании отнесения подвергшихся педологическому "изучению"
   школьников  к  одной  из  указанных категорий  педологи  определяли
   подлежащих  удалению  из  нормальной школы  детей  в  "специальные"
   школы  и  классы  для детей "трудных", умственно  отсталых,  психо-
   невротиков и т.д.
       ЦК  ВКП(б) устанавливает, что в результате вредной деятельности
   педологов   комплектование  "специальных"  школ   производилось   в
   широком  и  все увеличивающемся масштабе. Вопреки прямому  указанию
   ЦК   ВКП(б)  и  СНК  Союза  ССР  о  создании  двух-трех  школ   для
   дефективных  и дезорганизующих учебу школьников Наркомпросом  РСФСР
   было   создано  большое  количество  "специальных"  школ  различных
   наименований,  где  громадное  большинство  учащихся   представляет
   вполне   нормальных   детей,  подлежащих   обратному   переводу   в
   нормальные  школы.  В  этих школах, наряду с  дефективными  детьми,
   обучаются   талантливые  и  одаренные  дети,   огульно   отнесенные
   педологами   на   основании  ложно-научных   теорий   к   категории
   "трудных".  Что  же  касается постановки дела в этих  "специальных"
   школах,  то ЦК ВКП(б) признает положение с учебной и воспитательной
   работой  в  них  совершенно  нетерпимым,  граничащим  с  преступной
   безответственностью.  "Специальные"  школы  являются  по   существу
   безнадзорными,  постановка  учебной  работы,  учебного   режима   и
   воспитания  в  этих школах отданы в руки наименее квалифицированных
   воспитателей  и педагогов. Никакой серьезной исправительной  работы
   в  этих  школах  не  организовано. В результате большое  количество
   ребят,   которые  в  условиях  нормальной  школы  легко   поддаются
   исправлению    и    становятся   активными,    добросовестными    и
   дисциплинированными  школьниками, - в условиях "специальной"  школы
   приобретают  дурные  навыки и наклонности и  становятся  все  более
   трудно исправимыми.
       ЦК ВКП(б) считает, что такие извращения воспитательной политики
   партии   в   практике  органов  Наркомпросов  могли   сложиться   в
   результате того, что Наркомпросы до сих пор находятся в стороне  от
   коренных  и жизненных задач руководства школой и развития советской
   педагогической науки.
       Только пренебрежением Наркомпросов к руководству педагогической
   наукой  и  практикой можно объяснить тот факт,  что  антинаучная  и
   невежественная   теория   отмирания  школы,   осужденная   партией,
   продолжала   до  последнего  времени  пользоваться   признанием   в
   Наркомпросах,   и   ее   адепты  в  виде  недоучившихся   педологов
   насаждались во все более и более широких масштабах.
       Только  вопиющим невниманием Наркомпросов к задачам  правильной
   постановки  дела воспитания подрастающего поколения  и  невежеством
   ряда  их  руководителей можно объяснить тот  факт,  что  в  системе
   Наркомпросов    педагогика    была    пренебрежительно    объявлена
   "эмпирикой"  и  "наукообразной дисциплиной", а  несложившаяся  еще,
   вихляющая,  неопределившая  своего  предмета  и  метода  и   полная
   вредных  антимарксистских тенденций так называемая  педология  была
   объявлена  универсальной наукой, призванной направлять все  стороны
   учебно-воспитательной работы, в том числе педагогику и педагогов.
       Только  головотяпским пренебрежением к делу развития  советской
   педагогической  науки  можно  объяснить  тот  факт,  что   широкий,
   разносторонний  опыт  многочисленной армии школьных  работников  не
   разрабатывается  и  не обобщается и советская педагогика  находится
   на   задворках  у  Наркомпросов,  в  то  время  как  представителям
   нынешней   так   называемой   педологии   предоставляется   широкая
   возможность  проповеди вредных лженаучных взглядов  и  производство
   массовых, более чем сомнительных, экспериментов над детьми.
       ЦК ВКП(б) осуждает теорию и практику современной так называемой
   педологии.  ЦК  ВКП(б)  считает,  что  и  теория  и  практика   так
   называемой  педологии базируется на ложно-научных, антимарксистских
   положениях.  К  таким положениям относится, прежде  всего,  главный
   "закон"    современной   педологии   -   "закон"    фаталистической
   обусловленности   судьбы   детей   биологическими   и   социальными
   факторами,  влиянием наследственности и какой-то неизменной  среды.
   Этот  глубоко реакционный "закон" находится в вопиющем противоречии
   с  марксизмом  и со всей практикой социалистического строительства,
   успешно    перевоспитывающего   людей   в   духе    социализма    и
   ликвидирующего пережитки капитализма в экономике и сознании людей.
       ЦК  ВКП(б) устанавливает, что такая теория могла появиться лишь
   в  результате  некритического перенесения  в  советскую  педагогику
   взглядов  и  принципов антинаучной буржуазной  педологии,  ставящей
   своей   задачей  в  целях  сохранения  господства  эксплоататорских
   классов   доказать   особую   одаренность   и   особые   права   на
   существование эксплоататорских классов и "высших рас" и,  с  другой
   стороны, - физическую и духовную обреченность трудящихся классов  и
   "низших  рас".  Такое  перенесение в  советскую  науку  антинаучных
   принципов   буржуазной  педологии  тем  более   вредно,   что   оно
   прикрывается "марксистской" фразеологией.
       ЦК  ВКП(б)  считает, что создание марксистской  науки  о  детях
   возможно  лишь  на  почве  преодоления указанных  выше  антинаучных
   принципов  современной так называемой педологии и  суровой  критики
   ее   идеологов   и   практиков  на  основе  полного  восстановления
   педагогики как науки и педагогов как ее носителей и проводников.
       ЦК ВКП(б) постановляет:
       1. Восстановить полностью в правах педагогику и педагогов.
       2.   Ликвидировать   звено  педологов   в   школах   и   изъять
   педологические учебники.
       3.  Предложить Наркомпросу РСФСР и Наркомпросам других  союзных
   республик пересмотреть школы для трудновоспитуемых детей,  переведя
   основную массу детей в нормальные школы.
       4.  Признать неправильными постановления Наркомпроса  РСФСР  об
   организации педологической работы и Постановление СНК  РСФСР  от  7
   марта   1931   года   "Об  организации  педологической   работы   в
   республике".
       5.  Упразднить  преподавание  педологии  как  особой  науки   в
   педагогических институтах и техникумах.
       6.   Раскритиковать   в  печати  все  вышедшие   до   сих   пор
   теоретические книги теперешних педологов.
       7. Желающих педологов-практиков перевести в педагоги.
       8. Обязать наркома просвещения РСФСР через месяц представить  в
   ЦК ВКП(б) отчет о ходе выполнения настоящего Постановления.
   
                                                             ЦК ВКП(б)
   
   

<<< Назад

 
Реклама


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz