Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты СССР

Архив (обновление)

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОМИТЕТА КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА СССР ОТ 26.10.1990 N 11 (2-1) О ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПО ВОПРОСАМ ПРОПИСКИ ГРАЖДАН

(по состоянию на 5 октября 2006 года)

<<< Назад


                 КОМИТЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА СССР
   
                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ
                    от 26 октября 1990 г. N 11 (2-1)
   
            О ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПО ВОПРОСАМ ПРОПИСКИ ГРАЖДАН
   
       Комитет конституционного   надзора   СССР,    рассмотрев    по
   собственной  инициативе  вопрос  о соответствии законодательства о
   прописке положениям Конституции СССР, законов СССР и международным
   обязательствам СССР о правах человека,  установил, что действующие
   положения о прописке существенно ограничивают  граждан  в  свободе
   передвижения,   выборе   места   жительства,   работы,   получении
   образования и реализации других прав.
       Согласно законодательству  о  прописке  граждане  СССР обязаны
   прописываться  по  месту  жительства.  Основанная  на  этом  общем
   положении система прописки,  во-первых, обязывает граждан получать
   разрешение органов внутренних дел или других органов на проживание
   в   данной   местности   и,  во-вторых,  обеспечивает  регистрацию
   передвижения и проживания граждан, в том числе удостоверение места
   их постоянного или временного проживания.
       Регистрация и учет граждан по месту их жительства не  являются
   отступлением   от   положений   законов   СССР   и  общепризнанных
   международно - правовых норм о правах человека.  Что  же  касается
   разрешительного  порядка прописки,  то положение о нем находится в
   противоречии со  статьей  9  Основ  гражданского  законодательства
   Союза  ССР и союзных республик,  согласно которой граждане могут в
   соответствии с законом избирать род занятий и  местожительство,  а
   также  положениями  о  праве  граждан  на  свободу  передвижения и
   свободу выбора себе местожительства в пределах территории  страны,
   провозглашенными  и закрепленными в основных международных актах о
   правах человека:  Всеобщей декларации прав человека (статья 13)  и
   Международном  пакте о гражданских и политических правах 1966 года
   (статья 12). В Международном пакте подчеркивается, что эти свободы
   "не  могут быть объектом никаких ограничений,  кроме тех,  которые
   предусмотрены  законом,  необходимы  для  охраны   государственной
   безопасности,  общественного порядка,  здоровья или нравственности
   населения или прав и свобод других и совместимых с признаваемыми в
   настоящем Пакте другими правами".
       Введение ограничений прав граждан на  свободу  передвижения  и
   выбора местожительства связано с установлением правил,  нарушающих
   и другие основные права граждан. К таким правилам относятся:
       а) правила, запрещающие руководителям предприятий, организаций
   и учреждений принимать на работу  лиц,  не  прописанных  в  данной
   местности;
       б) правила,  запрещающие производить прием в высшие и  средние
   специальные  учебные  заведения  и  профессионально  - технические
   училища  Москвы  и  ряда  других  городов  иногородних  граждан  в
   количестве большем,  чем они могут быть обеспечены общежитиями или
   жилой  площадью  у  близких   родственников.   Указанные   правила
   противоречат  принципу  равенства  всех  граждан  СССР в получении
   образования,  закрепленному статьями 34 и 45  Конституции  СССР  и
   статьей  4  Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о
   народном образовании,  а  также  принципу  одинаковой  доступности
   образования, признанному в международных актах о правах человека;
       в) правила, запрещающие прописку супругов и членов их семей на
   жилую площадь супруга, проживающего в Москве, Ленинграде и Киеве в
   общежитии,  независимо от его характера, или в качестве временного
   жильца,  или  в  качестве  поднанимателя  на жилой площади другого
   лица.  Данные правила,  применение  которых  ведет  к  длительному
   разделению семей,  противоречат статье 53 Конституции СССР, статье
   11 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке  и
   семье,  а  также  соответствующим положениям международных актов о
   правах человека.
       Исходя из   необходимости   приведения   нормативных  актов  о
   прописке  в  соответствие  с  конституционными  и  международно  -
   правовыми положениями о правах человека,
       руководствуясь статьей 124 Конституции СССР,  статьями 12 и 18
   Закона СССР "О конституционном надзоре в СССР",
       Комитет конституционного надзора СССР пришел к заключению:
       1. Положения   о   прописке,   обязывающие   граждан  получать
   разрешение  органов  внутренних  дел  или  других  государственных
   органов  на  проживание  во  всех населенных пунктах на территории
   СССР, ограничивают право граждан на свободу передвижения и свободу
   выбора   местожительства.  Эти  ограничения,  кроме  тех,  которые
   необходимы для охраны государственной безопасности,  общественного
   порядка,  здоровья  или нравственности населения или прав и свобод
   других лиц,  должны быть устранены из законодательства  путем  его
   поэтапного  пересмотра  с  целью  замены  разрешительного  порядка
   прописки  регистрационным   в   процессе   перехода   к   рыночным
   отношениям, создания рынка жилья и рабочей силы.
       2. Не   соответствуют   Конституции   СССР,   законам    СССР,
   международным  актам,  нарушают  закрепленные  ими права и свободы
   граждан  и   на   основании   статьи   124  Конституции   СССР   и
   статьи 21  Закона  СССР  "О конституционном надзоре в СССР" теряют
   силу с момента принятия настоящего Заключения следующие  положения
   нормативных актов по вопросам прописки:
       подпункты "г" и "д" пункта 2  Постановления  Совета  Министров
   СССР от 25 июня 1964 г. N 585 "Об утверждении Положения о прописке
   и выписке населения в городе Москве", согласно  которым  запрещено
   принимать  в  высшие,  средние  специальные  учебные  заведения  и
   профессионально - технические училища Москвы иногородних граждан в
   количестве большем,  чем они могут быть обеспечены общежитиями, за
   исключением  определяющихся  на  время  учебы  в  высших   учебных
   заведениях  к  близким родственникам при наличии у них нормы жилой
   площади, предусмотренной для студенческих общежитий;
       подпункт "а" пункта  5  Постановления Совета Министров СССР от
   4 октября 1962 г.  N 1063 "О частичном изменении порядка  прописки
   граждан  в  Москве"  -  в  части,  запрещающей прописку супругов и
   членов их семей на жилую площадь другого супруга,  проживающего  в
   общежитии  семейного типа или в качестве временного жильца,  или в
   качестве поднанимателя на жилой  площади  другого  лица,  а  также
   Постановление  Совета  Министров  СССР от 24 января 1963 г.  N 116
   "О распространении  на  город  Ленинград  ограничений  в  прописке
   граждан,  установленных   Постановлением  Совета Министров СССР от
   4  октября  1962  г.  N  1063  для  города  Москвы";  подпункт "б"
   пункта 9 Положения о прописке и выписке населения в городе Москве,
   утвержденного  Постановлением  Совета Министров от 25 июня 1964 г.
   N 585;  последний  абзац  пункта  9 Постановления Совета Министров
   СССР от 28 августа 1974 г.  N 678 "О некоторых  вопросах  прописки
   граждан";  последний  абзац  подпункта  "а" пункта 1 Постановления
   Совета Министров СССР от 6 августа 1985  г.  N  737  "О  некоторых
   ограничениях   прописки   граждан   в  городе  Киеве"  -  в части,
   предусматривающей  аналогичный  запрет  на  прописку   в   городах
   Ленинграде  и  Киеве супругов и членов их семей на соответствующую
   жилую площадь другого супруга;
       пункт 27 Положения о паспортной системе в СССР,  утвержденного
   Постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г.  N 677,
   предусматривающий  обязанность лиц,  которым отказано в прописке в
   населенном пункте,  куда они прибыли,  выбыть из этого населенного
   пункта в 7-дневный срок.
   
                                    Заместитель Председателя Комитета
                                        конституционного надзора СССР
                                                            Б.ЛАЗАРЕВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz